Почему Северная Корея все чаще угрожает ядерной войной

Ким Чен Ын хочет последовать примеру своих предшественников и начать мирные переговоры в обмен на экономическую помощь, но для этого нужно, чтобы угроза, исходящая от Пхеньяна, была реальной. Но заигравшись в угрозы, страны легко могут перешагнуть грань между подготовкой и настоящей войной

В марте мир вновь заставили вспомнить о Корейском полуострове и не прекращающемся на нем конфликте. Сеул и Пхеньян каждый день пытаются доказать друг другу, кто из них обладает более разрешительной мощью и может победить противника. Стороны не замечают, что постепенно отходят от налаженного диалога, а их риторика стала слишком яростной.

В Сеуле все чаще говорят об обороне и привлекают старых союзников. Так, Южная Корея сейчас проводит совместные с США военные учения, самые масштабные с 2010 года (в них участвуют более 30 тыс. корейских солдат и 17 тыс. американских военных). Более того, в страну прибыл американский атомный авианосец.

В ответ на это Пхеньян провел запуски ракет средней дальности и заявил, что создал миниатюрные ядерные заряды, которые можно устанавливать даже на артиллерийские системы. Кроме того, в Северной Корее готовят испытания пуска ракет с подводной лодки, хотя в США считают, что пуски могли закончиться неудачно, а сама лодка затонула или сильно повреждена.

По мнению Карла Тейра, главы аналитической компании Thayer Consultancy, в Северной Корее хотят напомнить миру, что угроза, исходящая от нее, важна. «С начала 2016 года страна проводит регулярные ядерные испытания и говорит о том, что создала водородную бомбу. А теперь еще и пуски ракет. Ким Чен Ын хочет быть в центре внимания», — говорит эксперт в разговоре c Delo.UA. «Если так будет продолжаться дальше, то ставки в этом конфликте будут только расти», — добавляет Карл Тейр. Тем более если учесть, что регион Тихого океана становится все более неспокойной зоной. Военные притязания Китая привели к тому, что соседние страны спешно наращивают собственную военную мощь.

Многие эксперты отмечают, что Ким Чен Ын на самом деле хочет последовать примеру своих предшественников и начать мирные переговоры в обмен на экономическую помощь, но для этого нужно, чтобы угроза, исходящая от Пхеньяна, была реальной. Но заигравшись в угрозы, страны легко могут перешагнуть грань между подготовкой и настоящей войной.

Стандартный конфликт

Последнее обострение конфликта между Пхеньяном и Сеулом в конце августа 2015 года многие аналитики называли прелюдией к большой войне на Корейском полуострове. Но оказалось, что события развивались по уже знакомому сценарию, опробованному много раз. Обе страны несколько дней обменивались резкими заявлениями и даже артиллерийскими залпами. На этом все и закончилось.

Последние 25 лет после крушения СССР и распада социалистического лагеря подобные кризисы между КНДР и Южной Кореей случаются регулярно. И все они проходят три основные фазы.

Первая — инцидент, инициатором которого чаще всего выступает Северная Корея. Это может быть артиллерийский обстрел позиций южнокорейский войск или затопление корвета, как это случилось в 2010 году.

Следующая фаза — эскалация. Правительства обеих стран заявляют, что их танки и боевые корабли покинули места своей постоянной дислокации и выдвинулись в демилитаризованную зону. Стороны могут обмениваться артиллерийскими ударами и обвинять друг друга в провокациях.

Но затем обязательно наступает третья фаза — переговоры. Стороны демонстрируют свою добрую волю и готовность к компромиссу. Северная Корея получает экономическую помощь и может дальше наращивать военную мощь. «Начинается диалог между Кореями, разделенным семьям разрешают свидания, страны успокаиваются. До следующего раза», — отмечает в разговоре с корреспондентом Delo.UA Элен Ким из Center for Strategic and International Studies.

Однако в это раз ситуация немного другая.

Достойный наследник

В 2011 году, когда Ким Чен Ын возглавил Северную Корею, в мире о нем знали не много. Большое число экспертов тогда говорили, что он может попасть под влияние старых соратников отца и не станет независимой политической фигурой. Но молодой лидер быстро показал всем, что с ним нужно считаться.

Вначале он провел чистки внутри страны, генералов казнили на главной площади Пхеньяна, расстреливая из пулеметов. При этом, в отличие от своего отца, он не говорил, что готов идти на переговоры. Ким Чен Ын ориентировался на силовые методы решения конфликта, наращивал ядерный арсенал и проводил новые испытания ракет. Аналитики считают, что таким образом он укреплял свою власть внутри страны.

С другой стороны, конфликт на Корейском полуострове уже перестал быть значимым в мировом масштабе. Если в 2008 году Конгресс США обсуждал его урегулирование более 15 раз, то теперь он почти забыт. По информации Министерства обороны США, угроза, исходящая от ядерной программы Пхеньяна, считается незначительной. «Все понимают, что эта страна уже получила ядерное оружие, но не станет способствовать его распространению, поэтому Запад отвлекся на более насущные проблемы», — говорит Delo.UA Генри Ровен из Стэнфордского университета. США больше интересует борьба с ИГИЛ и агрессивная политика России, а Корея отошла на второй план.

И для того, чтобы снова стать важным для всего мира, Пхеньян начинает угрожать уже ограниченным ядерным конфликтом, который может начаться в любой момент.

Проблемный регион

«За три года количество боевых кораблей в южной части Тихого океана выросло в полтора раза. Все заняты постройкой новых фрегатов и эсминцев», — говорит Брайан Бриджес из Института CATO.

Больше других преуспел в этом Китай, который в 2016 году потратит на новый военный флот $100 млрд и к 2020 году построит как минимум два новых атомных авианосца. Эти усилия, учитывая планы по сокращению Тихоокеанского флота США на 10% в ближайшее время, могут сделать КНР самой могущественной военно-морской державой в регионе.

Это вызывает недовольство его соседей, особенно Японии, которая также увеличила затраты на флот — в 2015 году они достигли рекордных $51 млрд. Более того, в Токио хотят, впервые с 1945 года, снять ограничения на размер своего флота и армии. По мнению аналитиков, эта страна также готовится защищать свои интересы на Тихом океане.

Наконец, страны новой индустриализации в Юго-Западной Азии в последние годы также наращивают военные бюджеты. Вьетнам, Филиппины и Индонезия активно строят корабли и военные базы. Одновременно в этих странах наблюдается подъем национализма, который становится основой государственной доктрины. Все это ставит Тихий океан на грань холодной войны, которая в любой день может перерасти в настоящую.

Автор: Андрей Павленко

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.