С деньгами по пути: как Шелковый путь может поддержать экономику Казахстана

Казахстан может выиграть от китайского проекта Шелкового пути больше всех, восстановив свою покачнувшуюся экономику и став главным в Азии транзитером грузов из Китая в ЕС

В ходе визита в Казахстан два года назад китайский лидер Си Цзиньпин внезапно предложил построить новый торговый путь, который проляжет через Азию до самой Европы. В Астане глава КНР также заявил, что главным звеном этой трансконтинентальной цепи станет Казахстан.

И действительно, Астана пока единственная, кто уже начал получать китайские инвестиции на строительство инфраструктуры для Пояса экономического развития Шелкового пути. От других Китай только отделывается обещаниями. Дело в том, что Астана сразу поняла, насколько масштабным — а главное, денежным — может быть этот проект и как Китай в нем заинтересован. «Пекину нужно срочно дать новый стимул своей экономике, так как она начинает замедлятся, и потому новый глобальный инфраструктурный проект — это то что нужно», — считает Наргиз Касенова из Central Asian Studies Center. По ее мнению, та страна, которая предложит лучшие условия, и получит значительную часть этих инвестиций. И пока Казахстан лидирует в этом.

Дело в том, что ситуация на Ближнем Востоке серьезно усложнилась из-за постоянных войн с международными террористами. И потому Турция как транзитная страна стала очень проблематичной, к ее территории надо будет двигаться через Ирак или Сирию. Кроме того, в 2016 году американские войска намерены окончательно покинуть Афганистан. И никто не гарантирует, что там к власти опять не придет движение Талибан или подобные ему исламисты. А это дестабилизирует и соседний Пакистан. Потому остается дорога на Европу через Среднюю Азию.

Еще есть Россия, но трудности отношений Пекина и Москвы состоят сразу в двух аспектах.

Во-первых, использование уже построенных в России магистралей, к примеру Транссибирской железной дороги осложняется из-за коррупции и бюрократии там. Кроме того, Россия очень подозрительно относится к большим проектам в Средней Азии. Многие в Москве думают, что это может потеснить ее политическое влияние в регионе. Хотя международные эксперты считают, что Пекин больше думает о том, как получить прибыль и наладить еще более тесные торговые отношения в ЕС, а не как закрепиться в столицах Средней Азии.

Тем более что создание Транстихоокеанского экономического сообщества во главе с США значительно усилит торговую конкуренцию на Тихом океане. И Пекину нужно ответить не менее масштабным проектом. Шелковый путь вполне может им стать. При этом страны, которые окажутся «на дороге» КНР, могут рассчитывать на огромные инвестиции, и Казахстану, похоже, посчастливится стать первой из них.

Инвестор готов

Пока, как свойственно почти всем китайским начинаниям, идея Шелкового пути была гигантской и довольно абстрактной. Во-первых, Пекин сразу замахнулся охватить дорогами, железнодорожными ветками и трубопроводами всю Центральную Азию и Ближний Восток. «Помимо сухопутного пути есть еще и морской проект. И он, по моему мнению, может стать более перспективным, так как проходит через прибрежные воды многих стран, которые дают большую часть мирового ВВП», — говорит Дэвид Доллар из Центра Брукингса. Сейчас, как он считает, китайские чиновники и ученые только начинают формировать саму концепцию этого пути. К примеру, есть более $20 млрд на то, чтобы пробить дороги к Пакистану и дальше на Ближний Восток, но непонятно, как именно это сделать и насколько это будет востребовано.

Похожая ситуация и со Средней Азией. Там страны согласны почти на любые условия, только бы на их территории строились такие инфраструктурные проекты. Но проблемы России и ЕС могут привести к тому, что товары будут никому не нужны в Европе. А если ситуация в Украине ухудшится, то новый виток санкций может ударить по всему

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.